Главная и определяющая особенность страховой организации страхового дела - это неопределенность во времени исполнения своих финансовых обязательств. Страховщик обязан произвести страховую выплату после наступления страхового случая, что нос вероятностный характер. Вероятность и случайность наступления страхового события накладывают особый отпечаток на планирование и организацию страховой деятельности.
Таким образом, финансовый менеджмент в страховой организации сводится к управлению финансовыми отношениями, складывающимися в процессе ее взаимодействия с внешней и внутренней средой. Внешняя среда охватывает связи страховщика с партнерами, клиентами, финансовыми рынками в целом. Внутренняя среда – подразумевает взаимодействие структурных подразделений, в круг обязанностей которых входит решение конкретных финансовых вопросов.
Финансовый менеджмент в страховой организации играет особую роль при принятии решений по организации структуры и финансового оборота, сводя при этом к минимуму все риски деятельности страховщика. Его задача обеспечить стабильность финансового положения страховой организации, выработать меры по эффективному управлению финансовыми потоками страховщика. Здесь и начинается сфера непосредственного применения финансового анализа как основы оптимизации деятельности страховой организации, основными финансовыми показателями которой служат:
1)валовой доход (поступления доходов от страховой и не страховой деятельности);
2)расходы (страховые выплаты и общехозяйственные расходы);
3)финансовые результаты (прибыль или убыток);
4)рентабельность (доходность).
Под доходами страховой организации, как следует из бухгалтерской отчетности формы № 2 - страховщик «Отчет о прибылях и убытках» понимаются поступления от страховой и не страховой деятельности в течение года. В отчете о прибылях и убытках отражаются конкретные поступления, формирующие годовой доход страховой организации. Из схемы бухгалтерского отчета видно, что доходы страховщика складываются из трех групп поступлений: доходов по страховым операциям, других доходов по страховой деятельности (инвестирование средств страховых резервов, суброгация, проценты по депо премий по перестрахованию), доходов от иной деятельности (реализация активов, сдача имущества в аренду и т.д.).
Структура расходов страховой организации обусловлена особенностями построения тарифной ставки и рисковым характером данного вида предпринимательства.
В страховом деле существуют две группы расходов:
1) расходы, обусловленные особенностями страховых операций (страховые выплаты, комиссии по страхованию и перестрахованию);
2)расходы на ведение дела (общехозяйственные расходы).
Главная задача страховой организации, как следует из экономических требований, отраженных в финансовом отчете, заключается в том, чтобы добиваться положительного финансового результата, при этом главным итоговым результатом деятельности страховщика является прибыль. В финансовом отчете о доходах и расходах страховой организации прибыль представляет собой положительное сальдо-баланс:
Прибыль = Доходы — Расходы.
В страховом деле имеются различные подходы к определению прибыли: тарифный и балансовой.
В соответствии с тарифным подходом прибыль исчисляется как составной элемент в брутто-ставке страхового тарифа. Это — тарифная прибыль, т.е. прибыль от чисто страховой деятельности по конкретным видам страхования в расчете на тарифный период. Тарифный подход нарушает главный принцип страхования — эквивалентность страховых отношений сторон. Данный принцип служит основой для расчета страховых тарифов, при которых планируемые нетто-премии должны быть равны будущим страховым выплатам. Фактически должна планироваться нулевая прибыль, что в западной практике определяется термином «андеррайтерский результат» а для анализа это означает точку финансового равновесия страховых операций.
Сатьи по теме:
Динамика страхового рынка Республики Узбекистан
Рынок страхования в Узбекистане является одним из наиболее динамично развивающихся сегментов, при этом, потенциал его ещё более значителен, что связано с крайне низким проникновением страховых услуг как в корпоративном, так и, в большей степени, в потребительском сегменте. Началом становления отече ...
Мировой опыт развития коммерческих банков
коммерческий банк казахстан безналичный Великобритания. Английская банковская система в начале двадцатого века была двухуровневой и включала: на первом уровне банк Англии - Центральный Банк. На втором уровне депозитные банки, кредитные и торговые банки, кредитные посредники, клиринговые дома. Сейча ...
Выводы
лизинговый ипотечный кредит коммерческий Написав курсовую работу на тему “Лизинговый и ипотечный кредиты как виды коммерческого кредита”, сделаем выводы. 1. лизинг - это весь комплекс возникающих имущественных отношений, связанных с передачей имущества во временное пользование на основе его приобре ...