Роль банковской системы в экономике трудно переоценить. Развиваясь параллельно с товарным производством и тесно переплетаясь с ним, банковская система практически обеспечивает его функционирование через выполнение денежных платежей и расчетов, кредитование, посредничество и перераспределение капитала.
Можно сказать, что процесс первичного становления рынка банковских услуг уже закончился, данная область экономики насыщена и представляет собой двухуровневую систему, состоящую из банков и небанковских кредитных организаций (НКО). С момента начала развития банков в постсоветской России до настоящего момента банковская система проделала огромный путь. И вполне обоснованно встает вопрос не о наличии банков как таковых, а о качестве услуг, ими предоставляемых, о наличии гарантий, что банк стабилен и работает успешно. В этом контексте важной частью деятельности ЦБ являются контрольные функции.
Ведь если раньше составлялся единый баланс для всех 4000 отделений Госбанка СССР и, соответственно, не было необходимости пересылать платежи, т.к. достаточно было сделать проводки на месте, то создание широкой системы кредитных организаций обусловило разделение всех их балансов. И хотя по закону ЦБ России не имеет права вмешиваться в оперативную деятельность банков, он может следить за их деятельностью путем установления нормативов, разработки нормативных актов, проведения проверок, анализа отчетности и применения штрафных санкций, причем отслеживание деятельности банков осуществляется все более системно и детально. В то же время главным ограничением здесь является тот факт, что всю отчетность представляет сам банк и как следствие возникают проблемы с достоверностью информации. Для выхода из такой ситуации ЦБ проводит проверки на местах или поручает это аудиторским фирмам, которые лицензируются ЦБ в соответствии со ст.4, п.6 Федерального закона "О Центральном банке".
К сожалению, имеют место случаи, когда аудиторское заключение играет роль "проездного билета", дающего право на еще один год работы, или же проводится "черный" аудит, т.е. подтверждение отчетности без углубленной проверки. Что же касается акционеров, прочих собственников банка, его клиентов, контрагентов и инвесторов, то с их стороны заключения аудиторов пока не востребуются в полном объеме. Однако вместе с аудиторами развиваются и потенциальные потребители аудиторских услуг. Сложившиеся на рынке тенденции говорят о том, что к аудиторам стали прислушиваться, в них начали видеть не аналог налоговой инспекции или ревизии, а реального партнера.
И здесь особенно остро встает вопрос о достижении максимального качества услуг. В условиях рынка ориентироваться на итог работы в форме вывода "подтверждаем - не подтверждаем" уже нельзя, т.к. банки интересует реальное состояние дел, которое, как это ни парадоксально, часто нельзя объективно оценить изнутри. Кроме того, клиенты аудиторов все больше интересуются тем, как выявить ошибки, исправить их и не допустить сбоев в последующей работе.
Пытаясь отвечать всем требованиям рынка и запросам клиентов, на практике аудиторы постоянно сталкиваются со многими проблемами, начиная от таких глобальных, как неразработанность стандартов аудита, недостаточная проработанность принципов материальной ответственности, до таких, как отсутствие учебной литературы, низкий уровень материального обеспечения учебных центров и т.д., что затрудняет подготовку квалифицированных специалистов в области аудита.
Данная курсовая работа выполнена на условном примере. При написании курсовой работы были использованы по данной теме:
· учебная литература;
· нормативные документы;
· периодические издания;
· научные труды.
Сатьи по теме:
Деятельность банков России в годы «перестройки»
К началу 1986 г. их количественные характеристики выглядели следующим образом. Самым крупным был Госбанк СССР. Он включал правление, конторы и отделения (филиалы). Центральным звеном являлось правление, которое руководило всей системой через конторы - республиканские, городские, областные и краевые ...
Организационная структура
В России биржи организованы по американскому образцу - в форме некоммерческих партнерств; такая же организационная структура характерна и для большинства бирж развитых стран. Однако, в некоторых странах (ряд земель Германии, в Австрии) есть биржи, создаваемых в публично-правовой форме (нет членства ...
Экономическая сущность
и классификация доходов и расходов страховщика
Экономика страховой организации, как и любой другой предпринимательской структуры, строится на принципах соизмерения в денежной форме доходов от страховой деятельности и расходов, связанных с ее осуществлением. Соизмерение доходов и расходов позволяет оценить эффективность работы страховой организа ...