Обязательные резервы - один из основных инструментов осуществления денежно-кредитной политики ЦБ. Они представляют собой механизм регулирования общей ликвидности банковской системы, используемый для контроля денежных агрегатов посредством снижения денежных мультипликаторов. Резервные требования устанавливаются в целях ограничения кредитных возможностей кредитных организаций и поддержания на определенном уровне денежной массы в обращении.
Обязанность выполнения резервных требований возникает с момента получения лицензии ЦБ на право совершения банковских операций и является необходимым условием их осуществления. Банки несут ответственность за соблюдение порядка депонирования обязательных резервов в ЦБ. При этом обязательства банков перед третьими лицами не являются основанием для освобождения от обязанности депонирования фонда обязательных резервов.
Нормы обязательных резервов:
- по привлеченным средствам юридических лиц в валюте РФ и привлеченным средствам юридических и физических лиц в иностранной валюте - 8,5%;
- по денежным средствам физических лиц, привлеченным во вклады (депозиты), в валюте РФ - 5,5%.
В 2004 году каких-либо ошибок в данных областях (Налог на имущество, ФОР) аудиторской проверкой обнаружено не было.
Аудит бухгалтерской отчетности
Завершающим этапом является проверка правильности составления и своевременности предоставления отчетов в ЦБ, а также того, насколько выявленные ошибки искази
Бухгалтерский отчет за 2004 г. СибОВК составлен в следующем виде:
- годовой баланс (форма N 1) по остаткам на конец года с учетом заключительных оборотов;
- отчет о прибылях и убытках (форма N 2);
- отчет об использовании прибыли (форма N 3);
- справка о составе фондов банка, разных средств и фондов специального назначения (форма N 5);
- справка об остатках средств на корсчетах;
- объяснительная записка.
В годовом балансе была выявлена неточность: наличие в балансе на 1 января сч.40906 (729), 701 (960), 702 (970), т.к. сч.40906 (729) переносится на сч.202 (031), а счета доходов и расходов закрываются на счет прибыль.
Мнение аудитора об эффективности и качестве деятельности банка в черновом варианте формируется непосредственно по итогам аудиторской проверки и затем корректируется результатами финансового анализа, однако окончательные выводы должны быть сделаны после "ручной" корректировки, т.е. соотнесения "сухих" цифр коэффициентов, нормативов, итогов самой аудиторской проверки и общеэкономической ситуации в экономике, в частности в банковском секторе, а также субъективных, "неэкономических" особенностей банка. Наиболее приемлем вариант, когда внутренние ревизионные службы банка регулярно анализируют деятельность банка, и эти данные эффективно дополнят анализ, проводимый аудитом. Полученные результаты анализа максимально развернуто показываются в отчете о проверке, а полученные выводы о качестве руководства банка, эффективности его деятельности и т.д. должны быть включены в заключение.
Написание отчета и заключения
На данном этапе необходимо ориентироваться на Письмо ЦБ от 16.02.96 г. N 239 "О порядке составления заключения по результатам аудиторской проверки, а также составления и представления в ЦБ России публикуемой отчетности кредитных организаций за 1995 г.". В соответствии с требованиями данного Письма аудиторское заключение должно состоять из трех частей - вводной, аналитической и итоговой.
1. Вводная часть включает общие сведения:
- об аудиторской фирме (название фирмы, юридический адрес и телефон; номер, дата выдачи лицензии и срок ее действия; номер свидетельства о государственной регистрации; номер расчетного счета; фамилии, имена и отчества руководителей аудиторской фирмы и всех аудиторов, принимавших участие в данной аудиторской проверке; продолжительность аудиторской проверки, с указанием конкретных дат ее проведения); об аудиторе, работающем самостоятельно (фамилия, имя, отчество; номер, дата выдачи лицензии и срок ее действия; номер свидетельства о государственной регистрации в качестве предпринимателя, действующего без образования юридического лица; номер расчетного счета; продолжительность аудиторской проверки, с указанием конкретных дат ее проведения);
Сатьи по теме:
Листинг, делистинг, котировка и рейтинг ценных бумаг
Одной из важнейших функций фондовой биржи является информирование ее членов, юридических и физических лиц о курсах ценных бумаг, принятых к котировке (фр. coter — выставлять, букв, нумеровать), т.е. о полученных на основе анализа спроса и предложения ценах бумаг. Каждая фондовая биржа в соответстви ...
Страхование финансовых рисков
В любой хозяйственной деятельности всегда существует опасность денежных потерь, вытекающая из специфики тех или иных хозяйственных операций. Опасность таких потерь представляют собой финансовые риски.Финансовые риски — это коммерческие риски. Риски бывают чистые и спекулятивные. Чистые риски означа ...
Современные способы оценки банковских рисков
Оценка риска – это количественное определение затрат, связанных с проявлением рисков, на определенном этапе деятельности банка. Целью оценки рисков является определение соответствия результатов деятельности банка рыночным условиям. Анализ общего кредитного портфеля и его характеристик обычно дает д ...