Кассовая работа банка - достаточно трудоемкий процесс, требующий большой "бумажной" работы (т.е. оформления различных ордеров, ведомостей, пересчета купюр, пачкования и т.д.).
Приход-расход наличных средств оформляется ордерами, объявлениями на взнос наличных и т.д. При этом важно правильное оформление первичных документов, т.е. соответствие сумм, написанных прописью и цифрами, наличие необходимых подписей руководителя и экономиста, а также ведение кассовой книги.
В соответствии с установленным Порядком ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории РФ для кассовой работы банк должен иметь специальное помещение, оборудованное сигнализацией. При проверке кассы аудиторы работают непосредственно с "первичкой":
- с договорами о полной материальной ответственности с кассирами;
- с актами внезапных ревизий кассы;
- с папками с кассовыми документами;
- с кассовой книгой;
- с выписками по сч.202 за выбранный срок.
Аудит кассовых операций целесообразно построить следующим образом:
1. Проверка наличия необходимых документов, а также правильность их ведения. Проверяется наличие договоров о полной материальной ответственности, актов внезапной ревизии кассы, ведение папок с кассовыми документами, журналов по приходу и расходу.
2. Проверка правильности заполнения и оформления первичных кассовых документов, а также кассовой книги.
3. Проверка соответствия кассовой книги, первичных кассовых документов и баланса, т.е. выборочная выверка кассовых документов за выбранные дни. Данная выверка проводится как сверка сумм по первичным документам по расходу и приходу со сводными журналами, кассовой книгой, балансом.
4. Проверка соблюдения лимитов, установленных ЦБ.
5. Проверка работы операционных касс банка включает прежде всего анализ проводимых регистрационных документов операционных касс (уведомления), далее оценивается оформление первичных документов и перечень проводимых операций, а также своевременность инкассации и отражения операций оперкасс в балансе банка.
Стоит обратить внимание на следующие моменты:
1. Имеют место случаи отсутствия договоров с кассирами о полной материальной ответственности, что является нарушением Правил ведения кассовых операций.
Необходимо оформить данные договора, ознакомить с ними работников кассы и обеспечить их подписание.
2. Зачастую не полностью заполняются приходно-расходные кассовые ордера, а именно: отсутствуют даты, номер, подписи руководителя и исполнителя, не соответствуют суммы, написанные прописью и цифрами. Кассовые документы, оформленные неправильно, необходимо дооформить или заменить.
3. В соответствии с действующим законодательством не допускаются исправления в кассовых документах, поэтому их необходимо переоформить.
4. Имеют место случаи, когда кассовая книга не заверяется каждый день подписями ответственных лиц (главный бухгалтер, кассир, контролер), что нарушает требования Правил ведения кассовых операций.
Для исправления этого нарушения необходимо провести ежедневную сверку кассовой книги с балансом и подписать ее за каждый день.
5. Остатки по кассовой книге не соответствуют остаткам по балансу на ту же дату, что является нарушением и свидетельствует о плохой контрольной работе в кассе. Поэтому необходимо переоформить кассовую книгу для того, чтобы остатки по ней соответствовали балансу и первичным документам.
6. Кассовая книга не прошита, не пронумерована, не скреплена печатью. Для исправления данного нарушения необходимо дооформить кассовую книгу.
7. Часто исправления в кассовой книге не заверены, несмотря на то, что этого требуют Правила, в таком случае необходимо еще раз выверить остатки по кассовой книге и заверить все выявленные исправления.
8. Ошибкой является несоответствие сумм по первичным кассовым документам суммам по кассовой книге и балансу. В этом случае необходимо совместно с работниками банка выявить причины нарушения и либо дооформить недостающие кассовые документы, либо внести исправления в кассовую книгу и баланс, сделав исправительные проводки.
Особое внимание необходимо обратить на то, что под каждую кассовую операцию должен оформляться отдельный кассовый ордер.
9. Не всегда соблюдается обязанность проведения актов внезапной ревизии кассы, что является нарушением действующего законодательства.
Для исправления ошибки необходимо создать приказом по банку ревизионную комиссию, которая будет регулярно проводить ревизии кассы с оформлением акта установленной формы.
Сатьи по теме:
Проблемы ипотечного кредитования
Отечественная ипотека, в отличие от зарубежной, обоснованно расценивалась экспертами как надежный и эффективный финансовый инструмент. Выдаче ипотечных кредитов предшествовали тщательная проверка платежеспособности заемщика и предоставление солидного пакета документов. Поэтому с полным правом можно ...
Кредитная организация, определение и виды
Определение понятия «кредитная организация» закреплено законодателем в ст.1 ФЗ «О банках и банковской деятельности», где под кредитной организацией понимается - “юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Цен ...
Факторы, определяющие инвестиционную политику
Поскольку инвестиционные операции отечественных банков находятся на начальных этапах развития, то, характеризуя инвестиционную политику и основные направления инвестиционной деятельности банков, можно ориентироваться в основном на зарубежный опыт. Общая тенденция к интернационализации и экономическ ...