Планирование следует рассматривать как важный и ответственный этап аудиторской проверки, поскольку от качества его выполнения зависит эффективность всей последующей работы аудитора. Оптимальная схема планирования аудита, составленная на основе российских стандартов аудиторской деятельности, должна включать следующие стадии:
· предварительное планирование;
· изучение систем бухгалтерского учета кредитных операций;
· оценка системы внутреннего контроля;
· установление уровня существенности;
· построение аудиторской выборки;
· подготовка общего плана и программы аудита.
В зависимости от намеченных целей аудита выполнение каждой стадии планирования имеет ряд особенностей. Рассмотрим выполнение каждого этапа планирования с учетом специфики аудита кредитных операций, обращая особое внимание на методы получения аудиторских доказательств и ведение рабочей документации аудитора.
Предварительное планирование целесообразно начать с бесед с представителями руководства банка, сотрудниками кредитного подразделения, председателем кредитного комитета, главным бухгалтером, руководителем службы внутреннего контроля. Беседы должны строиться таким образом, чтобы аудитор мог получить достаточно четкое представление о том, чего от него ожидает клиент, как он представляет себе характер, объем и сроки работы и т.п. Руководствуясь аудиторским стандартом "Разъяснения, предоставляемые руководством проверяемого экономического субъекта", аудитор должен получить разъяснения для подтверждения допущения непрерывности деятельности, первичной оценки надежности систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля. Кроме того, необходима информация о существующей организации кредитного процесса, распределении функций между соответствующими структурами и общих объемах кредитных операций. Принимая во внимание пожелания руководства банка и учитывая требования законодательства к проведению аудиторских проверок и содержанию аудиторского заключения, аудитор очерчивает круг проблем, требующих повышенного внимания в ходе проверки, и четко формулирует цели, которые должны быть достигнуты по итогам ее проведения.
На этапе предварительного планирования необходимо ознакомиться с экономическими условиями функционирования банка, регионом его деятельности, общим рейтингом банка по данным информационных агентств и других источников. Изучение этих базовых вопросов позволяет аудитору получить общее представление о деятельности банка и его роли в банковской системе. Основным источником информации на данном этапе выступает письменно зафиксированная кредитная политика банка, сформированная с учетом экономических и организационных факторов. Аудитору следует осмыслить и детально проанализировать содержание кредитной политики клиента, степень проработанности в ее положениях основополагающих принципов управления кредитными рисками. Наиболее значимые положения кредитной политики необходимо отразить в рабочих документах аудитора, поскольку на всех последующих этапах проверки анализ структуры кредитных вложений и оценка практики совершения кредитных операций будут проводиться с позиций адекватности принятой кредитной политике.
В качестве других значимых источников информации следует рассматривать положения об организационных подразделениях, занимающихся кредитованием, иные внутрибанковские инструкции и положения, регулирующие проведение кредитных операций. Ознакомившись с содержанием внутрибанковских принципов и правил кредитования, аудитор может приступить к оценке организационной структуры, на которую возложена кредитная функция (управления, отделы, департаменты, кредитный комитет) с позиции ее оптимальности и способности к эффективному функционированию.
На этапе предварительного планирования необходимо оценить квалификацию сотрудников кредитного подразделения с учетом уровня образования, практического опыта, периодичности повышения квалификации, стажировок. Получить необходимые сведения аудитор может путем изучения документации отдела по работе с персоналом и устного опроса сотрудников.
Этап предварительного планирования следует завершить изучением отчетов службы внутреннего контроля, материалов налоговых проверок, проверок Главного территориального управления Банка России и других контролирующих структур.
Изучение системы бухгалтерского учета кредитных операций предполагает изучение и оценку основных принципов организации бухгалтерского учета кредитных операций и документооборота, закрепленных в положениях учетной политики и в иных внутрибанковских инструкциях, роли средств вычислительной техники в ведении учета, организационной структуры подразделений, ответственных за ведение бухгалтерского учета. Целесообразно выполнить обзорную проверку типичных бухгалтерских проводок по кредитным операциями и установить фактическое наличие и правильность оформления первичных документов, на основании которых выполнялись записи по счетам бухгалтерского учета.
Сатьи по теме:
Становление современной банковской системы России
Создание развитой банковской системы - ключевое условие радикальных экономических преобразований в любой стране. Не является исключением и Россия. Не случайно в работах западных и российских исследователей уделяется первостепенное внимание анализу банковской системы нашей страны и возможных путей е ...
Виды операций банка с ценными бумагами
При осуществлении операций с ценными бумагами в качестве профессионального участника фондового рынка кредитная организация должна соблюдать правила совмещения профессиональной деятельности. Данные правила, установленные Приказом ФСФР [4], касаются возможности одновременного осуществления одного или ...
Аудит кассовых операций
Кассовая работа банка - достаточно трудоемкий процесс, требующий большой "бумажной" работы (т.е. оформления различных ордеров, ведомостей, пересчета купюр, пачкования и т.д.). Приход-расход наличных средств оформляется ордерами, объявлениями на взнос наличных и т.д. При этом важно правиль ...