Проводить проверку целесообразно от простого к сложному, т.е. одно должно последовательно вытекать из другого. Сначала должны быть рассмотрены составные части какого-либо крупного блока и лишь затем следует анализ данного блока как единого целого.
Целесообразно начать проверку с анализа учредительных документов, документов на увеличение уставного фонда, а именно: устава, учредительного договора, протоколов собраний акционеров, проспектов эмиссий, писем из ЦБ о регистрации итогов выпуска. При этом необходимо обратить внимание на учредительные документы, их соответствие действующему законодательству, законность внесений в них изменений, своевременность и полноту формирования уставного фонда, ознакомиться с протоколами собраний акционеров или пайщиков.
Далее следует рассмотрение правильности оформления открытия расчетных, текущих и других счетов, ведение юридических дел, полноты их формирования. Данный этап проверки включает также проверку правильности взимания платы за расчетно-кассовое обслуживание и правильность списания средств со счетов клиентов.
После этого следуют:
Проверка кассовых операций, включающая анализ документального оформления данных операций, ведения бухгалтерского учета и обеспечения сохранности наличности.
Учет основных средств, нематериальных активов и МБП, их покупка, продажа, переоценка, начисление износа, ведение учетной документации.
Правильность и своевременность начисления и выплаты зарплаты и взносов во внебюджетные фонды. При этом особое внимание будет обращено на правильность исчисления ФОТ, взносов во внебюджетные фонды и удержание подоходного налога.
Проверка остальной внутренней документации, а именно авансовых отчетов, организации внутреннего документооборота, наличие должностных инструкций, распределение полномочий руководителей, выписки по корсчетам.
Ведение кредитной работы в банке, соблюдение требований и рекомендаций ЦБ и других регулирующих органов. На данном этапе проверяются кредитные досье клиентов, правильность и своевременность взыскания процентов, ведение ссудных счетов клиентов и создание резервов на возможные потери по ссудам. Участие банка в операциях по МБК, документальное оформление, бухгалтерский учет.
Операции с ценными бумагами. Данный раздел включает в себя операции как с государственными ценными бумагами (ГКО, ОФЗ ПК, ОВВГЗ, ОГСЗ), так и с корпоративными (акции, векселя, сертификаты). Активные операции требуют особого внимания, т.к. имеют ряд специфических требований относительно документального оформления, бухгалтерского учета, налогообложения и участия в формировании финансовых результатов.
Наряду с собственными средствами источником привлечения средств являются пассивные операции, а именно привлечение МБК, эмиссия собственных векселей и сертификатов, при этом необходимо обратить внимание на условия выпусков, оформление договоров и сертификатов, а также бухгалтерский учет.
Аудит операций по привлечению вкладов и депозитов ориентирован на рассмотрение договоров, механизма начисления и выплаты процентов.
Аудит обменных пунктов банка предусматривает оценку правильности их функционирования с точки зрения документального оформления, бухгалтерского учета. Наибольшее внимание необходимо обратить на ведение реестров, справок и т.д.
Проверка экспортно-импортного контроля предусматривает оценку сформированных досье, своевременности осуществления обязательной продажи части валютной выручки, правомерность осуществления платежей и зачисление валюты на счет.
Аудит ведения валютной позиции ориентирован на проверку правильности расчета ее размера, а также своевременности отчета перед ЦБ.
Проверка проведения переоценки предусматривает анализ ее периодичности, базы и бухгалтерского отражения, покупка валюты для клиента, кредиты в валюте, общие требования к ведению валютных операций и т.д., а также особенности оплаты услуг в валюте и постановки на баланс имущества, купленного за валюту.
После рассмотрения основных операций банка необходимо проанализировать, как отражаются результаты их совершения, а именно доходы и расходы. И здесь целесообразно остановиться на своевременности формирования финансовых результатов, обоснованности отнесения расходов к затратам, уменьшающим налогооблагаемую базу, причем лучше всего совместить проверку финансовых результатов и налогообложения.
На данном этапе необходимо проверить исчисление и своевременность уплаты НДС, налога на имущество, пользователей автодорог, содержание объектов жилищного фонда и социально-культурной сферы и т.д. А также провести проверку правильности бухгалтерского учета.
Сатьи по теме:
Проблемы финансовой стабильности коммерческих банков
Банковская система является одной из важнейших и неотъемлемых составляющих механизма современной рыночной экономики. Основа банковской системы – коммерческие банки, в руках которых находятся важнейшие рычаги воздействия на финансовую, инвестиционную, производственную и многие другие сферы экономики ...
Направления развития системы управления качеством
кредитного портфеля
Кредитным организациям в целях построения эффективной системы управления качеством кредитного портфеля необходимо обеспечить проведение комплекса мероприятий, в частности: - формирования кредитного портфеля в соответствии с выбранной стратегией кредитования, периодически корректируемой на рыночную ...
Порядок проведения депозитных операций с физическими лицами в
белорусских рублях
Порядок осуществления вкладных операций, установления процентных ставок и методика начисления процентов по вкладам регламентируется разработанными банками нормативными документами. В основном при разработке методики начисления процентов по вкладам банками используются общие принципы. Проценты начис ...