Таким образом, классифицировать страхование можно по самым различным основаниям, выстраивая самые разные системы.
Классификация страхования имеет как научное, так и практическое значение.
Классификация страхования в научных целях важна для выяснения его закономерностей как в целом, так и по определённым своим разновидностям.
Классификация страхования для юридических целей необходима прежде всего для выстраивания такого механизма правового регулирования, который был бы адекватен экономической сущности каждой разновидности страхования. Юридическая классификация должна быть научно обоснованной, т.е. в её основе должны лежать выявленные наукой закономерности деления страхования на определённые группы и виды.
Юридическая классификация выражает требования законодательства, которые оно предъявляет к каждой разновидности страхования, обязывая субъектов страхового отношения осуществлять страхование по заданной модели.
В настоящее время существует две юридических классификации страхования: одна предусмотрена ГК, другая - Законом «Об организации страхового дела».
В основе классификации, установленной ГК, лежит вид договора страхования.
Соответственно этому страхование подразделяется на личное и имущественное. Одновременно ГК подразделяет страхование на добровольное и обязательное, выделяя в рамках последнего обязательное государственное страхование.
Иную классификацию даёт Закон «Об организации страхового дела».
Собственно, он даёт три классификации:
1) По форме страхования;
2) По объекту страхования;
3) Классификацию в целях лицензирования.
По своей форме Закон выделяет, как уже отмечалось, два вида страхования: добровольное и обязательное.
По объекту страхования Закон выделяет следующие виды страхования:
1. Личное страхование, которое подразделяется на:
а) страхование жизни;
б) страхование от несчастных случаев и болезней, медицинское страхование.
2. Имущественное страхование, которое подразделяется на:
а) страхование имущества;
б) страхование гражданской ответственности;
в) страхование предпринимательских рисков.
Видно, что в данном случае классификации, предусмотренные ГК и Законом «Об организации страхового дела», в общем-то совпадают, если иметь в виду, что в определении, которое даёт ГК договору личного страхования, можно найти признаки всех тех видов этого страхования, которые содержит Закон.
Следует заметить, что в предыдущей редакции Закон «Об обязательном страховании» делил страхование на три раздела (отрасли): личное страхование, имущественное страхование и страхование ответственности. Это отличало Закон от ГК, который предусматривал двучленное деление (страхование личное и имущественное). В настоящее время данное разночтение устранено, что только можно приветствовать.
Итак, вид страхования- это группа однородных и типизированных страховых отношений, выделяемых из общей массы спецификой объекта страхования, определяемого предметом страхования, и события, на случай наступления которого проводится данное страхование.
Таким образом, вид страхования выражает определённую разновидность страховых отношений. В рамках этих отношений существуют однотипные предмет страхования, объект страхования, риски, от которых осуществляется страхование, а также формируются такие элементы страхования, как плата за страхование, порядок определения страховой суммы, формы страховой защиты, т.е. определяются условия страхования. Каждый вид является носителем специфических, свойственных только этому виду условий страхования в их совокупности. Один вид страхования отличается от другого вида страхования наличием только ему присущих условий страхования, опосредуя свою собственную разновидность страхового отношения.
Вид страхования определяется с использованием четырёх основных критериев:
1) Предмета страхования;
2) Определяемого этим предметом имущественного интереса страхователя, выступающего в качестве объекта страхования;
Сатьи по теме:
Содержание и специфика маркетинга в коммерческом банке
По мере развития финансового рынка и других изменений во внешней среде, обострением конкурентной борьбы за клиентов, в банковской индустрии с конца 60х г. г. произошли серьезные изменения. В банковской деятельности маркетинг стал применяться в 70х г. г. Банки вторыми после авиакомпаний обратились к ...
Примеры опционов «колл» и «пут»
Пример опциона колл Инвестор купил европейский опцион «колл» на 100 акций компании А по контрактной цене 100 у.е. за акцию. Текущий курс акции в момент заключения контракта составляет 138 у.е. Контракт истекает через 3 месяца. Цена опциона(премия) за одну акцию составляет 5 у.е. Таким образом, при ...
Перспективы развития ипотечного кредитования в России
Рынок ипотечного кредитования в России переживает период быстрого восстановления после кризиса. Причинами оживления ипотечного рынка называют экономический подъем в стране, весеннее «пробуждение» рынка недвижимости, а также рост спроса на жилье. По итогам 2010 года было выдано ипотечных кредитов на ...