Национальный Банк Казахстана – центральный банк страны и является единственным органом, определяющим и осуществляющим государственную денежно-кредитную политику Республики Казахстан.
Благодаря своевременности и правильности проводимой НБ РК денежно-кредитной политики восстановление экономики продолжается уверенными темпами, чему способствуют благоприятные цены на нефть и возобновление роста объемов производства в сельском хозяйстве после прошлогодней засухи.
Благодаря увеличению объемов экспорта сырья увеличилось положительное сальдо текущего счета, а связанные с нефтяной отраслью прямые иностранные инвестиции и поступающие из внешних источников средства способствовали сохранению притока капитала.
Быстрый подъем экономики Казахстана после кризиса 2007-2009 годов вселяет надежду. Однако восстановление происходит на фоне быстрого ухудшения внешнеэкономической обстановки. Экономическая активность в мире снижается и становится более хрупкой, уверенность ослабевает, а негативные риски усиливаются. Структурные проблемы, с которыми столкнулись пострадавшие в результате кризиса развитые страны, оказались сложнее, чем ожидалось, а процесс разработки и реализации реформ приобрел менее определенный характер. В связи с этими осложнениями возникают явные негативные риски для глобального роста по причине возможных задержек в урегулировании кризиса в «еврозоне» и восстановлении негосударственного спроса в США. В случае материализации этих рисков, скорее всего, цены на сырье упадут, а объемы мировой торговли и движения капитала сократятся, тормозя рост в странах с формирующейся рыночной экономикой и развивающихся странах. Учитывая его зависимость от экспорта сырья и тесные связи с международными рынками, Казахстан, как и многие другие страны, может пострадать в результате таких потрясений.
В сложившейся обстановке, сохраняющиеся слабые места в банковской системе Казахстана являются поводом для беспокойства. Несмотря на реструктуризацию внешней задолженности и финансовую поддержку со стороны государства, качество банковских активов продолжало ухудшаться, а объем неработающих ссуд остается на крайне высоком (по международным меркам) уровне. Высокие объемы начисленного, но не полученного процентного дохода, высокая доля реструктурированных ссуд и низкая прибыльность создают риски для нормативов достаточности капитала. Целевые субсидированные кредиты, адресная поддержка со стороны государства и адаптивная денежно-кредитная политика вряд ли будут способствовать росту кредитования в ближайшей перспективе, учитывая, что банки по-прежнему не желают рисковать, а крупные юридические лица продолжают снижать долю заемных средств.
При отсутствии значительных потрясений положение банков может постепенно улучшиться. Однако, учитывая неопределенную ситуацию в мировой экономике, было бы желательно применить инициативный подход для обеспечения полного оздоровления банковской системы и повышения ее способности противостоять потенциальным потрясениям и направлять сбережения на производительную деятельность. Значительное ухудшение мировой экономической обстановки, в частности – возможное отрицательное воздействие со стороны крупных соседних государств, окажет отрицательное влияние на экономику Казахстана и его банковскую систему. Передача воздействия будет происходить в виде сокращения объемов доступных ресурсов и увеличения стоимости заимствований (для банков, юридических лиц и квазигосударственных структур), а также ослаблении доверия, что, в свою очередь, приведет к дополнительным трудностям для банков. Несмотря на обилие в экономике финансовых ресурсов, такая ситуация создаст множество трудностей для директивных органов, а также станет препятствием для реализации задач обеспечения роста за счет развития негосударственного сектора и экономической диверсификации, предусмотренных «Стратегическим планом развития до 2020 года».
Справиться с этими трудностями могут помочь своевременные и решительные меры по укреплению банковской системы Казахстана. Государством был принят целый ряд целесообразных решений: отменены налоговые положения, препятствовавшие списанию безнадежных ссуд; укреплена нормативно-правовая база за счет мер, направленных против кредитования в иностранной валюте и на увеличение требований к минимальному размеру капитала; принята новая концепция урегулирования проблемных активов. Тем не менее, необходимо предпринять дополнительные серьезные усилия. В первую очередь необходимо действенным образом добиться правильной оценки кредитов и формирования резервов всеми банками. Кроме того, в соответствующих случаях необходимо предпринять конкретные действия для снижения объема безнадежных ссуд и пополнения капитала банков за счет средств акционеров или государства. Необходимо подготовить планы чрезвычайных действий на случай возникновения указанных обстоятельств.
Сатьи по теме:
Система
элементов оценки качества кредитного портфеля
Оценка качества кредитного портфеля представляет собой систему элементов, состоящую из базы оценки (субъектов), технологии оценки (критериев и показателей) и полученного результата (классификации элементов кредитного портфеля по группам качества). Субъектами оценки являются кредитный комитет, креди ...
Индивидуально синдицированный кредит
Индивидуально синдицированный кредит, предоставляется банком - первоначальным кредитором от своего имени и за свой счет в полном объеме, а затем на основании договора об уступке прав требования, заключенного между первоначальным кредитором и участниками синдиката, совершается частичная уступка треб ...
Конкурентные преимущества Сбербанка РФ
На сегодняшний день Сбербанк является абсолютным лидером российской банковской системы. По своим рыночным позициям, по объёму активов и капитала, по своим финансовым результатам и масштабам инфраструктуры Банк в несколько раз превосходит своих ближайших конкурентов. Лидерские позиции Сбербанка Росс ...