В регулируемой рыночной экономике важнейшей структурой является организованный рынок. К организованным рынкам относятся аукционы, торги, биржи. Биржа как управляемый рынок занимает особое место в инфраструктуре рыночного хозяйства, являясь оптовым институтом посредничества. Вместе с тем биржа - показатель цивилизованных рыночных отношений.
Возникновение биржи явилось объективным следствием развития рыночных отношений. Потребность в появлении данного института была обусловлена расширением торговли рядом товаров, такими как сырьевые и сельскохозяйственные товары, а в последующем и ценные бумаги. Отмеченные товары характеризуются определенными особенностями, которые превращают их в биржевые товары:
- массовостью потребления;
- взаимозаменяемостью в рамках своих товарных групп;
- непредсказуемостью колебаний цен.
Покупатели и продавцы стремятся извлечь из сделки максимальную прибыль, поэтому хотят быть уверенными в том, что цена сделки отражает текущее отношение спроса и предложения. В связи с этим рынок подобных товаров должен сводить воедино и обобщать большой объем информации, причем в краткосрочной перспективе. Для выполнения этой функции он должен отличаться высокой степенью централизации. Данная цель достигается в организации биржи, где сталкиваются спрос и предложение товаров.
Радикальные изменения в отечественной экономике привели к возрождению биржевой торговли и бирж - товарных, фондовых, валютных. В ходе формирования рыночных отношений были созданы предпосылки к образованию производственных структур, новых организационно-правовых форм - акционерных обществ как вновь образованных, так и появившихся в результате приватизации государственной и муниципальной собственности. Возникновение в экономике России качественно новых хозяйствующих субъектов способствовало созданию рынка долевых ценных бумаг, акций.[8]
Государство приняло активное участие в реализации возможностей, заложенных в фондовом рынке, осуществляя заимствования как на федеральном, так и на региональном уровнях. В свою очередь это сформировало потребности, связанные с его функционированием, и породило насущную необходимость создания организаций, его обслуживающих - фондовых бирж.
Отечественный биржевой рынок успешно рос и развивался вплоть до 2008 года - года начала мирового финансового кризиса.
Прошедший 2008 год оказался для российского биржевого рынка тяжелым, глобальный экономический кризис привел во всех странах мира к падению производства, росту безработицы, снижению доходов населения. Отечественный биржевой рынок оказался в состоянии свободного падения. Уже в сентябре 2008 года был отмечен обвал отечественных акций, произошло резкое падение показателей основных биржевых индексов, ценные бумаги отечественных эмитентов обесценивались в разы. Все эти события негативным образом отразились на стоянии отечественной биржевой торговли. Именно поэтому возрастает интерес к следованию вопросов, посвященных роли, созданию, содержанию деятельности бирж на российском рынке, а также особенностям их управления.
Таким образом, актуальность темы исследования не вызывает сомнений.
Сатьи по теме:
Виды и правовые основы страховой деятельности в Российской Федерации
Страховая деятельность в РФ регулируется нормативно-правовыми актами разных уровней и ряда отраслей российского законодательства, что обусловлено комплексным характером данного института. К важнейшим нормативным актам, регулирующим страхование и являющимся основными в системе страхового законодател ...
Способы торговли и организация расчётов на бирже
На каждой бирже процесс торговли ценными бумагами имеет свою специфику. Однако можно выделить два основных способа проведения биржевых торгов. 1) Открытые аукционные торги, когда происходит непрерывное сопоставление цен на покупку и цен на продажу. Продавец постепенно снижает цену, а покупатель пос ...
Методика, разработанная специалистами Финансовой академии при Правительстве
РФ
Анализ доходов банка Структурный анализ доходов банка предполагает определение доли каждого вида дохода и ее тенденции. Целью структурного анализа является: 1. выявление основного фактора доходности; 2. изучение целевого рынка банковских услуг, соответствующего основному фактору доходности для изуч ...