В середине сентября 2008 года, в период резкого спада на российском фондовом рынке, возникли проблемы на биржевом рынке сделок РЕПО с корпоративными ценными бумагами, которые были связаны с невыполнением рядом участников обязательств по второй части сделок РЕПО.
Таблица 1
Данные по сделкам прямого РЕПО, проведенным в январе – апреле 2010 г.
Срок сделок РЕПО |
Общий объем заключенных сделок за период с 01.01.2010 по 30.04.2010 |
Количество сделок |
Средняя средневзвешенная ставка, % |
1-дневные |
889 056,24 |
91 |
5,93 |
2-дневные |
5 409,61 |
1 |
5,84 |
3-дневные |
186 829,36 |
16 |
6,08 |
4-дневные |
15 455,81 |
3 |
1,97 |
5-дневные |
6 382,17 |
2 |
6,07 |
7-дневные |
500 145,35 |
16 |
5,95 |
182-дневные |
143,16 |
1 |
8,05 |
Источник: данные Центрального банка Российской Федерации
Объем неисполненных обязательств по итогам клиринга за день достигал 60 млрд. рублей. Нарастание взаимного недоверия между участниками привело к фактической остановке этого рынка. Как известно, ситуация достаточно быстро разрешилась благодаря активной позиции Банка России и госбанков, предоставивших ликвидность для расшивки платежей.
Неисполнение обязательств по второй части сделок РЕПО в принципе не является чем-то из ряда вон выходящим – в международной практике подобные факты достаточно часто встречаются в условиях низких ставок и высокой волатильности на рынке, они не ведут к разрушению рынка, поскольку имеется адекватное обеспечение. Основной же проблемой российского рынка РЕПО в сентябре 2008 года стало то, что залоги в виде ценных бумаг настолько быстро теряли в цене, а то и становились вовсе неликвидными, и это лишало возможности кредиторов хотя бы вернуть свои деньги в случае неисполнения РЕПО. В биржевых правилах предусмотрены штрафы за неисполнение второй части сделок РЕПО в размере 0,05% от суммы сделки. Они были наложены, однако не могли заметно повлиять на поведение участников.
Банк России участвует на рынке РЕПО в качестве кредитора последней инстанции. Поэтому ставки по РЕПО с Банком России будут высокими, спектр бумаг, принимаемых в РЕПО – относительно узким, а набор сроков – ограниченным. Для полноценного восстановления биржевого и внебиржевого рынков РЕПО необходимы, прежде всего, согласованные действия участников этого рынка по утверждению единых правил игры, в том числе на базе типового договора НФА[3] по операциям РЕПО. Ряд крупных банков уже заключили между собой подобные договоры, предусматривающие необходимую детализацию сделок и снимающие юридические и процедурные риски.
По информации Банка России, он также намерен заключать типовые договоры с контрагентами по операциям РЕПО на биржевом и внебиржевом рынках. Для биржевых операций РЕПО часть положений типового договора уже закреплена в новых правилах. Они предусматривают формирование биржевого механизма урегулирования неисполненных обязательств на рынке РЕПО. Контрагенты получат возможность урегулировать взаимные обязательства в соответствии с процедурой, прописанной в приложении к правилам торгов. Порядок урегулирования разработан НФА, согласован с участниками рынка и прошел экспертизу ММВБ. Следующим существенным шагом в развитии биржевого рынка РЕПО может стать введение центрального контрагента по этим сделкам. [7, c.10]
Сатьи по теме:
Модель общего фонда средств
Суть метода в принципе проста – все банковские средства, полученные из различных источников, рассматриваются как единый пул средств, имеющихся у банка (Приложение 2) «… Основная задача данного метода – правильно распределить этот общий объём средств на первичные резервы, вторичные резервы, ссуды и ...
Органы управления агентством по страхованию вкладов, их полномочия
Согласно общему правилу, содержащемуся в п. 1 ст. 53 части первой ГК РФ, юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами. Порядок назначения или из ...
Сегментация и отбор целевых рынков
Существенное значение для детального анализа рынка имеет его сегментация, заключающаяся в том, что для определения своих преимуществ по сравнению с возможностями банк ищет и находит наиболее подходящий ему сегмент рынка, выявляет конкретные группы потребителей, служащих предметом повышенного интере ...