Как известно, деятельность любого хозяйствующего субъекта сопряжена с возникновением различных рисков, причем такие финансовые институты, как страховые организации, подвержены влиянию и негативному воздействию рисков фактически с двух сторон: с одной стороны, они принимают на себя чужие риски, которые им передаются по различным договорам страхования и перестрахования, а с другой — в процессе инвестиционной и иной деятельности у страховщика возникают его собственные финансовые риски, связанные с не возвратом вложенных средств или недополучением прибыли.
Таким образом, характерной особенностью страхового бизнеса является то, что, с одной стороны, страхование как основной вид услуг страховой компании выступает одним из методов управления риском, а с другой, страховая компания как субъект рынка сама потенциально подвержена целому ряду рисков.
Но прежде чем вести разговор о рисках, возникающих в страховом бизнесе, необходимо определиться с самим понятием риска. Вообще, следует отметить, что риск как экономическая категория не имеет единого и четкого определения. Существующая литература характеризуется неоднозначностью в трактовке черт, свойств и элементов риска, в понимании его содержания, соотношения объективных и субъективных сторон. Разнообразие мнений о сущности риска объясняется, в частности, многоаспектностью этого явления, практически полным его игнорированием в существующем законодательстве, а также недостаточным использованием в реальной экономической практике и управленческой деятельности. Кроме того, риск - это сложное явление, имеющее множество несовпадающих, а иногда и противоположных реальных оснований.
Происхождение термина «риск» восходит к греческим словам ridsikon, ridsa – утёс, скала. В итальянском языке risiko – опасность, угроза. Во французском risqoe - угроза, буквально, объезжать утес, скалу.
Многие исследователи предпринимательства просто выделяют наличие риска, как на стадии создания нового предприятия, так и на стадии его дальнейшего функционирования. Адам Смит подчеркивал, что предприниматель, как собственник, идет на экономический риск ради реализации какой-то коммерческой идеи и получения прибыли. По определению, данному в «Экономической энциклопедии», риск (в экономике и предпринимательстве) «неопределенность, связанная с принятием решений, реализация которых происходит только с течением времени»
В настоящее время существует несколько направлений в исследовании теории рисков. Так, Г. Мальцевой, Ю. Рожковым, М. Терским систематизированы и выделены три основных концептуальных подхода к определению сущности данной категории, которые приведены в таблице 1.
В классической теории риск отождествляется только с математическим ожиданием потерь, которые могут произойти в результате реализации запланированного действия, то есть риск есть не что иное как ущерб, который наносится в результате осуществления той или иной операции. В основу неоклассической теории риска, создателем которой считается А. Маршалл, положено утверждение о риске как об амплитуде колебаний возможной прибыли.
Согласно этой теории, предприниматель, работающий в условиях неопределенности, и прибыль которого есть случайная переменная, при осуществлении операций руководствуется двумя позициями - размерами ожидаемой прибыли и величиной ее возможных колебаний - и выбирает тот вариант решения, который дает аналогичный сравниваемому результат, но характеризующийся меньшими колебаниями. Данная теория получила свое дальнейшее развитие и выразилась в наличии точки зрения, согласно которой риск определяется как возможность отклонения от цели, ради достижения которой принималось решение.
В работах ряда российских ученых встречаются в основном два подхода к определению риска.
Часть ученых рассматривает риск как возможную неудачу, материальные или иные потери, опасности, которые могут реализоваться в процессе деятельности финансового института. Подобное определение встречается у А.В. Тихомировой, по ее мнению, понятие “риск” предполагает в экономическом смысле потери, ущерб, вероятность которых связала с наличием неопределенности (недостаточности информации). В книге «Риски в современном бизнесе» под риском понимается вероятность потери предприятием части своих ресурсов, недополучения доходов или появления дополнительных расходов в результате осуществления определенной производственной и финансовой деятельности. В словаре Вебстера риск определяется как «опасность, возможность убытка или ущерба». На наш взгляд, такой подход к определению риска носит односторонний характер и не полностью раскрывает сущность риска.
Сатьи по теме:
Примеры опционов «колл» и «пут»
Пример опциона колл Инвестор купил европейский опцион «колл» на 100 акций компании А по контрактной цене 100 у.е. за акцию. Текущий курс акции в момент заключения контракта составляет 138 у.е. Контракт истекает через 3 месяца. Цена опциона(премия) за одну акцию составляет 5 у.е. Таким образом, при ...
Девальвация рубля
«Резкое падение мировых цен на нефть привело к ухудшению состояния платежного баланса страны. Стало ясно, что сформировавшийся осенью валютный курс рубля уже не соответствует новым экономическим реалиям. Сложились сильные ожидания девальвации, что в свою очередь усиливало отток капитала и создавало ...
Оценка платежеспособности как основного показателя
финансовой устойчивости страховой организации
Проблема определения платежеспособности страховщика является одной из важнейших для всего страхового рынка. С одной стороны, оценка платежеспособности – задача самой страховой компании, с другой – органов страхового надзора, которые вырабатывают систему требований и ряд ограничительных мер. Само по ...