Практика оценки кредитоспособности заемщиков в АО "БЦК"

Банковское дело » Оценка кредитоспособности заемщиков » Практика оценки кредитоспособности заемщиков в АО "БЦК"

Страница 1

Перемены, происходящие в экономике Республики Казахстан, предполагают существенные изменения во взаимоотношениях между коммерческими банками и субъектами хозяйствования.

На сегодняшний день кредитные операции банка являются ведущими среди прочих как по прибыльности, так и по масштабности размещения средств. Исходным моментом в оценке возможностей потенциального клиента, желающего получить кредит, является определение банком возможности заемщика вернуть основную сумму кредита в обусловленное время и уплатить проценты за пользование им.

Один из основных способов избежания невозврата ссуды является тщательный и квалифицированный отбор потенциальных заемщиков. Главным средством такого отбора является экономический анализ деятельности клиента с позиции его кредитоспособности. Под кредитоспособностью понимается такое финансовое состояние предприятия – заемщика, которое дает уверенность в эффективном использовании заемных средств, способности и готовности заемщика возвратить кредит в соответствии с условиями кредитного соглашения.

Существует множество методик оценки качества заемщиков – методик анализа финансового положения клиента и его надежности с точки зрения своевременного погашения кредита. Применяемые в настоящее время и рекомендуемые способы оценки кредитоспособности заемщика опираются, главным образом, на анализ его деятельности в предшествующем периоде и ориентированы, в основном, на решении расчетных задач. При всем значении таких оценок, они не могут исчерпывающе характеризовать кредитоспособность потенциального заемщика в будущем.

Из всего вышесказанного следует, что актуальность данной темы не вызывает сомнения. Объектом исследования является кредитоспособность и оценка потенциальных заемщиков АО "Банк Центр Кредит".

АО "Банк Центр Кредит" – универсальный банк второго уровня, входящий в пятерку ведущих банков Казахстана. Он является одним из ведущих банков Республики Казахстан, обладает генеральной лицензией Нацбанка на совершение банковских операций в национальной и иностранных валютах и осуществляет свою деятельность на основе международных стандартов банковского дела, в соответствии с Действующим законодательством.

Решение локальной задачи оценки кредитоспособности клиента не может быть эффективным в отрыве от кредитной политики банка. Кредитная политика АО "Банк Центр Кредит" представляет собой совокупность различных мероприятий по изменению объема кредитов и уровня процентных ставок, регулированию рынка ссудного капитала. Кредитная политика тесно связана с денежной политикой, регулирующей денежное обращение.

На первом этапе реализации кредитной политики происходит оценка макроэкономической ситуации в стране в целом, а также региона, к которому принадлежит потенциальный заемщик.

Наиболее комплексно понятие кредитоспособность раскрыто в следующем определении: "…кредитоспособность представляет собой способность заемщика получить кредит, способность возвратить его. Она определяется показателями, характеризующими заемщика: его аккуратность при расчете по ранее полученным кредитам, его текущим финансовым положением и перспективой изменения, способностью при необходимости мобилизовать денежные средства из различных источников".

Основные цели и задачи оценки кредитоспособности хозяйствующего субъекта представлены на рисунке 5.

Рисунок 5- Цели и задачи кредитоспособности заемщика

Для анализа кредитоспособности клиента в теории и практике используется ряд методов, представленных на рисунке 6.

Рисунок 6 - Методы определения кредитоспособности

Преимущество используемых Z-моделей состоит в том, что, будучи сочетанием нескольких показателей, выраженных в одной цифре, их значения являются однозначными. Это является более привлекательным при использовании в контрасте с использованием традиционных показателей ликвидности, задолженности и др., изменения динамики которых могут быть в различных направлениях, затрудняя интерпретацию общего состояния компании. Начиная с 2003 года в РК создаются кредитные бюро, которые аккумулируют и обобщают информацию о финансовом и имущественном положении потенциальных заемщиков и предоставляют информационные услуги банкам. Кредитные бюро расширяют возможности бизнеса и среднего класса, обеспечивают более объективное отношение к населению при кредитовании, а также стимулируют развитие сектора малого и среднего бизнеса. Преимущества, с точки зрения потребителей, заключается в том, что те из них, кто имеет надежную, положительную кредитную историю, получат более высокие кредитные лимиты, что обеспечит еще более высокую покупательную способность.

Страницы: 1 2 3

Сатьи по теме:

Проблемы развития банковской системы РФ на современном этапе развития
Важную роль в формировании современного конкурентоспособного банковского сектора, соответствующего стратегическим интересам российской экономики, была призвана сыграть “Стратегия развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 года”. Главным результатом ее реализации должно было ...

Страхование финансовых рисков
В любой хозяйственной деятельности всегда существует опасность денежных потерь, вытекающая из специфики тех или иных хозяйственных операций. Опасность таких потерь представляют собой финансовые риски.Финансовые риски — это коммерческие риски. Риски бывают чистые и спекулятивные. Чистые риски означа ...

Современное состояние банков второго уровня в Республике Казахстан
Банковская система Республики Казахстан представляет на сегодняшний день двухуровневую систему: 1. Национальный банк Республики Казахстан; 2. Коммерческие банки, основанные на кооперативной, коллективной, акционерной и частной собственности. Обеспечение устойчивого и динамического роста общественно ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.banksprofile.ru