Создание развитой банковской системы - ключевое условие радикальных экономических преобразований в любой стране. Не является исключением и Россия. Не случайно в работах западных и российских исследователей уделяется первостепенное внимание анализу банковской системы нашей страны и возможных путей ее совершенствования. Еще в начале 90-х годов, до начала радикальной экономической реформы, предпринятой командой Е. Гайдара, в научных кругах сложилось общее видение реформы. В частности, в банковско-кредитной сфере предлагалось создать двухуровневую банковскую систему, разделить функции Центрального банка и коммерческих банков. Причем последние должны были непосредственно заниматься финансированием экономики, а Центральный банк, получив статус независимого от политической власти банка, по своему уставу был призван обеспечить стабильность денежного обращения в стране. При этом эмиссия денег и предоставление кредитов должны были быть организованы таким образом, чтобы все доходы от эмиссии поступали в распоряжение государства. Кроме того, предполагалась обязательная индексация текущих и будущих долговых обязательств, что позволяло бы устранить все минусы бухгалтерских и экономических расчетов, основанных на использовании только номинальной стоимости, и одновременно защитить владельцев сбережений, заемщиков и кредиторов. Предлагались и другие концепции формирования финансового рынка и банковской системы в России, тесно увязывающие между собой оздоровление государственных финансов (в первую очередь, ликвидацию бюджетного дефицита), реформу банковской системы и создание рынка капиталов. Совокупность подобных мер позволит расширить использование денежных средств на финансирование экономической деятельности и разорвать "пуповину", связывающую денежную и бюджетную политику. При этом предполагается проведение валютной политики обеспечивающей стабильность обменного курса рубля, который однако, должен поддаваться регулированию и изменению. При реализации этого курса возможны две стратегии:
- на основе либеральных идей свободного предпринимательства и свободной конкуренции между различными экономическими агентами;
- на основе стратегии, разработанной с учетом российской специфики.
По моему мнению, первая стратегия чревата усилением риска дальнейшего развала экономики, в частности из-за создания искусственных условий не ликвидности, помогающих манипулировать ценами. Именно поэтому следовало бы отдать предпочтение разработке стратегии постепенного формирования финансовых рынков с учетом таких особенностей российской экономики, как огромные размеры территории, отсутствие у населения должной экономической и финансовой культуры (а у некоторой его части - и моральных устоев), региональные различия, низкий уровень капитализации и т.д. Общепринятым элементом программ перехода России к новой тактике экономических преобразований является необходимость изменения банковской политики.
Для 90-х годов характерны крупные изменения в экономике России, связанные с началом рыночных преобразований. Переход народного хозяйства к рынку потребовал адекватной денежно-кредитной инфраструктуры в виде развитой системы товарно-денежных отношений. Поэтому возникла острая необходимость в кредитной реформе, направленной на создание свободного рынка капиталов. Процессу осуществления кредитной реформы предшествовали формирование и развитие различных коммерческих структур, в основном кооперативных и коммерческих банков. Они становились в определенной мере конкурентами специализированных банков, поскольку обладали разнообразием методов ведения банковского дела, свободой в проведении кредитной и денежной политики, более быстро реагировали на изменения конъюнктуры и спроса на те или иные виды и направления деятельности предприятий, не были связаны централизованно изданными инструкциями по кредитованию. Это позволяло новым банковским структурам расширять сеть своих учреждений и масштабы деятельности, увеличивать размеры капиталов и выданных кредитов. Так, на 1 июня 1989 г. объявленная сумма их уставных фондов составляла 2 млрд. руб., на счета и депозиты было привлечено 1,3 млрд. руб., получено ими кредитов от других банков в размере 1,1 млрд. руб., выдано кредитов на сумму 2,5 млрд. руб., в том числе краткосрочных - на 1,7 млрд. руб., среднесрочных и долгосрочных - на 0,8 млрд. руб.[1] Вместе с тем прежние рамки кредитной системы в определенной мере сковывали возможности новых банковских структур. Централизованный характер ссудного фонда препятствовал переливу капиталов в отрасли с более выгодными условиями его приложения и прибыльным размещением кредитных ресурсов. Действующая монополия специализированных банков затрудняла создание кредитного механизма, адекватного потребностям экономики. И только с принятием Законов РФ "О банках и банковской деятельности" и "О Центральном банке РСФСР (Банке России)" в конце 1990 г. было положено начало совершенно иной кредитной системе, отличающейся от прежней как по форме, так и по содержанию.
Сатьи по теме:
Денежные переводы «Вестерн Юнион»
В век скоростей, для любого человека актуально быстро и с гарантией надежности осуществлять денежные переводы в любую точку планеты. С этой задачей отлично справляются денежные переводы «Western Union» (Вестерн Юнион), которые по праву считаются одной из самых популярных и распространенных в мире с ...
Условный анализ доходов и расходов коммерческого банка
Учитывая преимущества и недостатки рассмотренных методик проведем анализ доходов и расходов условного Банка, при этом будем опираться на расчет показателей, предложенных методикой Финансовой академии при Правительстве РФ, а также дополним анализ расчетом показателей, рекомендуемых другими авторами. ...
Преимущества ОСАГО в ASITO, SA
Обязательное страхование автогражданской ответственности (ОСАГО) - это то, без чего на дорогу в принципе запрещено выезжать. Так как именно государство заставляет всех без исключения автовладельцев покупать такие полисы, то и тарифы на ОСАГО регулируются правительством. В этом смысле особой разницы ...