Таким образом, российская система ОСС не лишена недостатков и нерешенных проблем. Среди них можно назвать, прежде всего, дефицит средств фондов. Другой недостаток-несоблюдение страховых принципов. Эти проблемы можно связать с внешними факторами: неблагоприятное состояние национальной экономики, высокий уровень дифференциации доходов населения. В 2009 г. соотношение между средними доходами 10% самой бедной и 10% самой богатой частей населения составило 16,7. Минимальный размер оплаты труда равен 78,8%прожиточного минимума трудоспособного населения. Данная ситуация дестабилизирует систему ОСС, финансовые возможности которой напрямую зависят от размера заработной платы застрахованных граждан. Для сравнения: по данным МОТ, минимальная заработная плата в большинстве стран мира в несколько раз превышает физиологический прожиточный минимум.
В Концепции развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020 г. в рамках модернизации системы финансового обеспечения оказания медицинской помощи предусмотрены следующие мероприятия, например, на 2010 - 2015 гг.: « .переход на экономически обоснованные тарифы медицинской помощи; внедрение системы персонифицированного учета застрахованных в системе обязательного медицинского страхования; переход на страховые взносы работодателей и внедрение единой методики расчета страховых взносов субъектов Российской Федерации на обязательное медицинское страхование неработающего населения; внедрение механизма выравнивания финансовых условий базовых программ обязательного медицинского страхования; паспортизация медицинских учреждений на предмет оснащенности помещениями и оборудованием с целью определения возможности включения инвестиционных расходов в систему ОМС».
Важное значение для модернизации ОМС имеет закон «Об обязательном медицинском страховании», который вступит в силу с 1 января 2011 года. Какие же новшества он предполагает? Рассмотрим его подробнее.
Прежде всего «законом устанавливается минимальный размер платежа за неработающее население в систему ОМС». Эта мера с одновременным повышением ставок страховых взносов приведет к увеличению наполнения системы ОМС до 1,2-1,3 трлн. руб. в год. Так же, начиная с мая 2011 года гражданам будут выдаваться полисы единого образца, которые будут действовать на всей территории страны, что позволит получать бесплатную медицинскую помощь на всей территории страны, независимо от места прописки или места реального жительства. Другое новшество- приобретение человеком права выбирать страховую организацию, медицинское учреждение и врача.«Это создаст конкуренцию на рынке и страховых, и медицинских услуг».
Принципиальная новация закона - предоставлять медицинские услуги в рамках ОМС могут не только государственные (муниципальные) медучреждения, а организации любой организационно-правовой формы, а также индивидуальные предприниматели, занимающиеся частной медицинской практикой. Главное, чтобы у них было право (лицензия) на осуществление медицинской деятельности и они должны быть включены в реестр ОМС.
Документом предусматривается переход на "преимущественно одноканальное финансирование организаций здравоохранения через систему ОМС и оплату помощи по полному тарифу". «Смысл полного тарифа в том, что через систему ОМС медучреждения будут проводить не только пять статей затрат (зарплата медперсонала, оплата питания, медикаментов и расходных материалов, доначисления к зарплате), как сейчас, но и все остальные статьи расходов. Это оплата коммунальных услуг, расходы на транспорт, связь, ремонт, оборудование и т. д. Такое объединение позволит с 2013 года перейти на полный тариф, который и должен стереть территориальные границы в области оказания медпомощи». Это позволит повысить доступность оказания медицинской помощи, так как каждая услуга будет оплачиваться полноценно.
Сатьи по теме:
Банковская система Российской Федерации
Банковская система России является уникальной. Это яркий пример банковской системы переходного типа, некий банковский кентавр, голова которого представлена в виде многоуровневой филиальной банковской системы, а туловище - корреспондентской двухуровневой банковской системы. Структура банковской сист ...
Сущность и функции ЦБ РФ
Центральный Банк РФ (Банк России) – государственное кредитное учреждение, наделенное правом выпуска банкнот, регулирования денежного обращения, кредита и валютного курса, хранения официального золотовалютного резерва. Центральный Банк РФ наделяется также правом выпуска денег и государственных ценны ...
Нормативно-правовая база банковского кредитования
Нормативно-правовая база банковского кредитования осуществляется на основании Конституции РФ, Гражданского кодекса РФ. Конституция содержит ряд положений, которые можно применить к кредитным отношениям. На основании ст. 71 Конституции в ведении Российской Федерации находятся установление правовых о ...