Система пенсионного страхования в РФ специалистами оценивается как неэффективная, одно из подтверждений- тенденция по снижению коэффициента замещения утраченного заработка(отношение средней пенсии к средней заработной плате),который пока не соответствует международным нормам (в 2009г. он был равен 28,7 %, а должен быть не менее 40%). Несмотря на то, что в 2010 предполагается его увеличение с 28,7% в 2009 до 38,7%, прогнозируется, что в 2016 коэффициент составит уже 35,2%,а в 2020-33,9. «И обусловлена эта тенденция, в первую очередь, демографическим старением населения, ведущим к росту числа пенсионеров и сокращению занятых». Однако все же в 2010 г. заложены объективные экономические и правовые предпосылки для выполнения этих норм. Одна из главных мер совершенствования системы ОСС в 2010-отмена ЕСН и возврат к страховым взносам. Тарифы страховых взносов в 2010 г. для работодателей, применяющих общую систему налогообложения, такие же, что и в 2009 при уплате ЕСН:ПФР-20%,ФСС-2,9%,ФФОМС-1,1%,ТФОМС-2%,итого-6%».Далее они будут увеличиваться: если в 2010 в зависимости от типа плательщика суммарный тариф страховых взносов составляет от 10,3 до 26%,то в 2011-2012-от 20,2 до 34, в 2013-2014-от 27,1 до 34, а с 2015-34 для всех плательщиков.
Один из положительных сдвигов в системе ОПС- достижение размера пенсий до текущего размера прожиточного минимума пенсионера, что соответствует намеченному в Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года.
Несмотря на то, что сейчас ПФР не имеет случаев задержки и невыплаты пенсий из-за отсутствия средств для этих целей, платежеспособность ПФ все же во многом обеспечивается средствами федерального бюджета (доля средств из федерального бюджета в 2009г. составила 60,4%). Это можно объяснить снижением с 1 января 2005г. почти на одну треть ставки ЕСН, в связи с чем ГВБФ потеряли значительную часть финансовых ресурсов, которые, правда, правительство частично возместило. Если посмотреть 1990-е гг, можно увидеть, что ГВБФ испытывали финансовые затруднения, в т.ч. и ПФР, хотя были достаточно высокие тарифы страховых взносов на ОСС (в течение периода с 1992 по 1999 г. расходы фондов ОСС превышали объем поступавших страховых взносов). Это было связано со следующими причинами: 1) применение «зарплатных схем» работодателями 2), финансовый кризис 1998 г.3) снижение реальных денежных доходов.
В 2010 году дефицит бюджета ПФР превысил почти 3% ВВП и по прогнозам будет еще расти. Данная ситуация усугубляется сохранением нестрахового перераспределения пенсионных прав. Таким образом, пенсионная система (ПС) является финансово неустойчивой. Тут же надо сказать, что ситуация в долгосрочной перспективе может измениться в лучшую сторону, например, за счет Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, реализация которой уже привела к положительному эффекту: число родившихся в 2009 г. увеличилось по сравнению с 2006 г.
Несмотря на дефицит, наблюдается рост поступлений средств ПФР, например, в 2004-2009гг, что в целом характерно и для других фондов. Например, в 2009 объем поступлений ПФР и ФСС по отношению к 2008 составил 118% и 122% , к 2004 -3,2 и 2,8 соответственно.(см.табл.1). В 2009 году в бюджеты ТФОМС всего поступило 551,5 млрд. рублей, что составляет 102,7% к 2008, т.е. на 2,7% больше, чем в 2008 году, в 2,9 раза, чем в 2004. Только доходы ФФОМС в 2009 снизились по сравнению с 2008 и составили 77,8%.
Рассмотрим меры по дальнейшему совершенствованию ПС (в неё входят государственное пенсионное обеспечение, ОПС, дополнительное пенсионное обеспечение) названные в аналитическом докладе Минздравсоцразвития «Итоги пенсионной реформы и долгосрочные перспективы развития пенсионной системы РФ с учетом влияния мирового финансового кризиса». Госрегулирование ПС, которое «заключается, прежде всего, в управлении внешними по отношению к ней факторами, создании благоприятных макроэкономических и демографических условий. Рассматривая проблемы ПФР, следует исходить из того, что две главные проблемы - дефицит бюджета ПФР и снижение среднего коэффициента замещения пенсией утраченного заработка - не могут быть полностью урегулированы внутри ПС без участия государства, т.к. являются производными от макроэкономической и демографической ситуации в стране. Поэтому госрегулирование макроэкономических и демографических факторов и финансовая поддержка федеральным бюджетом ПС на весь переходный период должны оставаться главным и обязательным условием успешной реализации пенсионной реформы» . Одной из наиболее эффективных мер государственного регулирования финансовой устойчивости пенсионной системы в краткосрочном периоде могла бы стать ликвидация скрытой заработной платы, которая за период с 2000 г. по 2009 г. возросла с 11,1% до 13,8% ВВП и достигла половины фонда заработной платы. Взимание страховых взносов с этой заработной платы позволило бы уже в 2011 г. снизить дефицит бюджета ПФР более чем на 0,9 трлн. руб.
Сатьи по теме:
Организация банковской деятельности в Германии
Коммерческие банки («кредитные банки») занимают ведущее место в кредитной системе страны. К их числу относятся: три крупнейшие банковские монополии (гроссбанки) – Немецкий банк, Дрезденский банк и Коммерческий банк; региональные коммерческие банки; филиалы иностранных банков; банкирские дома, или ч ...
Ипотечный рынок
Ипотечный рынок – это рынок ипотечных кредитов, предоставляемых банками и другими учреждениям домашним хозяйствам с целью приобретения жилья под залог этого (или иного) жилья, и финансовых активов, размещаемых на рынке с целью приобретения ресурсов в ипотечное кредитование (см. Приложение №1). Таки ...
Формирование
оптимального портфеля рисковых ценных бумаг
Для определения структуры оптимального портфеля ценных бумаг воспользуемся моделью Г. Марковица. Модель Г. Марковица предусматривает поиск портфеля, который характеризуется минимальным риском, т.е. имеет наименьшее значение дисперсии нормы прибыли портфеля (уp2 =D(Rp)), при заданном уровне его ожид ...