Значительное присутствие государства в банковской системе страны является ещё одной особенностью её построения. На 8 мая 2009 года ЦБ РФ принадлежало 57,6 % акций Сбербанка РФ [источник 44].
В соответствии с законодательством Банк России подотчётен лишь Государственной Думе Федерального Собрания РФ, которая по представлению Президента назначает Председателя и членов высшего органа Банка России – Совета директоров.
В отличие от центральных банков развитых стран в Банке России отсутствует какой-либо орган, защищающий интересы гражданского общества (в системе функционирования ФРС в США значительную роль играет Совещательный совет по вопросам интересов потребителей, Совещательный совет по сберегательным учреждениям).
Наличие подобных органов в российской банковской системе способствовало бы организации надзора и инспектирования в отношении кредитных организаций и лучшему решению проблем, возникающих при выполнении задач, стоящих перед Банком России, которые имеют некоторые различия с задачами, стоящими перед центральными банками развитых стран.
Рассмотрим основные задачи, которые ставятся национальным законодательством перед ЦБ РФ, ФРС, ЕСЦБ, отображенные в таблице №8.
Таблица 8 - Основные задачи, которые ставятся национальным законодательством перед ЦБ РФ, ФРС, ЕСЦБ [4 - 6].
Центральный банк России |
Федеральная резервная система США |
Европейская система центральных банков |
1. Формирование валютного курса рубля |
1. Поддержание долгосрочного роста денежных агрегатов с учётом потенциала увеличения производства |
1. Соблюдение стабильности цен |
2. Защита и обеспечение устойчивости рубля |
2. Эффективное обеспечение максимальной занятости |
2. Поддержка в Сообществе общей экономической политики |
3. Воздействие на уровень инфляции инструментами денежно-кредитной политики |
3. Обеспечение умеренных долгосрочных процентных ставок |
3. Способствование эффективному распределению ресурсов |
4. Валютное регулирование и валютный контроль |
4. Обеспечение стабильных цен |
4. Стимулирование принятия странами-членами экономической политики, базирующейся на тесной координации национальных экономических политик и внутренних рынков, на определении общих целей, на усилении принципов экономики открытого рынка со свободной конкуренцией |
5. Прочие (организация наличного денежного обращения, эмиссии, установление правил расчётов и банковских операций и т.д.) |
5. Обеспечение стабильности покупательной способности доллара и приемлемого платёжного баланса |
5. Поддержка и способствование соблюдению единой денежной и валютной политики |
6. Способствование в проведении общей торговой политики, а также политики в области сельского хозяйства и рыболовства |
Сатьи по теме:
Понятие договора банковского вклада
На практике и в нормативных актах ЦБ РФ договор банковского вклада нередко называется депозитным договором. Например, в Правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации, № 61, утвержденных Банком России 18 июня 1997 г., все вклады граж ...
Риски ипотечного кредитования
Риски подразделяются на систематические и несистематические. Систематические риски не носят специфического (индивидуального) или местного характера. Несистематические риски - это риски, свойственные конкретной местной экономике. Большинство ипотечных рисков относятся к систематическим рискам. Риско ...
Механизм ипотечного жилищного кредитования
В зависимости от объекта кредитования, кредитной политики и организационной структуры каждый коммерческий банк определяет механизм ипотечного кредитования. При многовариантности различных элементов организации процесса кредитования можно констатировать во всех банках наличие следующих пяти основных ...