На сегодняшний день рынок автокредитования развивается несколько двояко. Одни эксперты полагают, что рост рынка замедлится, другие – что в условиях кризиса ликвидности автокредитование станет фаворитом банковской розницы.
Этот вид ссуд максимально защищен от потрясений: с одной стороны, он не требует от банков столь внушительных резервов, как ипотека, с другой – есть залог в виде авто, который защищает банки от возможной эпидемии невозвратов.
Одна из основных тенденций развития рынка автокредитования в России в последнее время – это усиление интереса столичных банков к регионам. Согласно данным аналитического агентства АВТОСТАТ на долю Москвы и области приходится чуть менее 20% от общего объема выдачи кредитов на покупку автомобилей. Еще примерно 8,2% занимает Санкт-Петербург и Ленинградская область. На долю остальных российских регионов приходится 72,5% рынка автокредитования.
В своем маркетинговом отчете по рынку автокредитования аналитики констатируют, что сейчас уже каждый второй новый легковой автомобиль в России продается с использованием кредитных денег. На 2008 год они оценили этот рынок в объеме 28 млрд. USD.
Однако, сейчас большую опасность для банков, занимающихся автокредитованием, являются недавно появившиеся, но уже вполне активно функционирующие, так называемые, автобанки (Тойота Банк, Мерседес-Бенц Банк Рус, BMW Bank, GM Finance, Renalt Credit, Nissan Finance и PSA Finance (компаний Peugeot Citroen)). Автобанки или банки, принадлежащие автопроизводителям, выгодны, в первую очередь, потенциальным заемщикам. Кроме того, что они предлагают свои машины по более низким ценам, сами кредиты у них дешевле. Падение процентных ставок отечественных банков связано, скорее, с их приходом на рынок, чем с возросшей конкуренцией. По прогнозу Павла Ильина, директора департамента розничного кредитования «Московского Кредитного банка», через 2–3 года автобанкам достанется 20–30% всего российского рынка автокредитов.
Хотя сейчас российских банкиров не страшит приход иностранцев на рынок автокредитования. Они живут в своей реальности и в ближайшее время намерены повысить процентные ставки, сославшись на прошлогодний кризис ликвидности в США. Преимущество многопрофильных кредитных организаций перед автобанками в том, что последний работает только лишь с одним производителем машин, а банки с автосалонами, которые работают практически со всеми автоконцернами. К тому же автобанки, если и смогут увести клиентов из банков, то только тех их них, кто берет кредиты на новые автомобили. Поэтому перспективы перед отечественными банками-кредиторами открываются весьма привлекательные. Да и статистика говорит в пользу банкиров. Интерес к ним со стороны потенциальных заемщиков растет из года в год. И, похоже, во многом благодаря автокредитованию банки намерены решать финансовые проблемы, возникшие в конце прошлого года.
Что касается государственного участия в развитии автокредитования, то здесь программа льготного автокредитования продолжает расширяться, но не за счет включения в нее других моделей автомобилей, а благодаря приглашению новых банков. Также, Проект предусматривает снижение минимальной величины предоплаты за приобретаемые автомобили до 15% от их стоимости, увеличение максимальной стоимости автомобилей с 350 до 600 тыс. руб., предоставление льготных кредитов не только для приобретения легковых автомобилей, но и легкого коммерческого транспорта.
Сатьи по теме:
Организация кредитного процесса в банке
Документом, направляющим и регулирующим деятельность банка на каждый год в области кредитования, является меморандум (положение) о кредитной политике. Он опирается на основные направления кредитной политики банка, на стратегический план его развития. Сущность кредитной политики банка состоит в обес ...
Операции коммерческих банков по материалам АО «Цеснабанк»
Тарифы по услугам АО «Цесна банк» в Приложении. АО «Цеснабанк» оказывает широкий спектр банковских услуг как физическим, так и юридическим лицам. Для юридических лиц банк оказывает следующие виды банковских услуг. Кредитование по проекту Всемирного банка "Постприватизационная поддержка сельско ...
Анализ формирования кредитных
продуктов банка ОАО «Сбербанк России»
ОАО «Сбербанк России» предоставляются кредиты физическим лицам – гражданам Российской Федерации в возрасте от 18 лет. Кредиты предоставляются по месту регистрации заемщиков или по месту нахождения предприятия – работодателя заемщика, клиента банка, по ходатайству этого предприятия и при условии пре ...