Банковский сектор в России прошел несколько этапов в своем развитии. Исторические этапы развития связаны с приходом банков на российский рынок, как профессиональных участников кредитной системы (середина 19 века), существованием банков в социалистический период, государственные банки, действующие в разных отраслях, и новым этапом развития – после распада СССР, когда банковская система вернулась в рыночную экономику и стала служить ее приоритетам.
В новом этапе развития можно выделить несколько ключевых направлений деятельности: вначале банки только восстанавливали свою деятельность, этот период характеризуется всплесками в переходной экономике нашей страны, дефолтами, большими процентными ставками, недоверием со стороны Центрального банка (ставка рефинансирования в тот период варьировалась от 20 до 210 %[25]) и партнеров. С начала 1996 года состояние экономики в России начинает стабилизироваться, создаются крупные банки и укрупняются уже созданные. Это в основном универсальные банки, действующие почти во всех отраслях, что позволяет им подстраховываться от внезапных провалов в одном из направлений деятельности. Последние пять лет – банки укрупняются далее, стремятся захватить большую долю рынка, проявляются черты настоящей конкуренции. Период характеризуется тем, что банки борются за самые прибыльные рынки: потребительское кредитование, ипотечное кредитование, автокредитование, кредитование малого и среднего рынков. Продолжается интенсивный рост реальных доходов населения, способствующий расширению притока сбережение населения в банковскую систему. Это создает основу для быстрого увеличения совокупных пассивов банковской системы.
Благоприятная конъюнктура внешних товарных рынков и интенсивный рост внутреннего спроса обеспечивают стабильность финансового положения предприятий-заемщиков. Последние, в свою очередь, позволяет поддерживать приемлемый уровень кредитных рисков.
В России уже сложилась кредитная система, отличная от двух основных мировых моделей: американской и немецкой. В стране действуют универсальные банки (чем она отличается от американской системы), а также функционирует достаточно развитый сектор небанковских кредитных организаций (чем она отличается от немецкой модели).
Состояние банковского сектора в России характеризуется тем, что кредитные организации распределены по территории страны крайне неравномерно. Это означает, что в России на сегодняшний день отсутствует отвечающая современным требованиям рыночной экономики система банковского обслуживания, одной из важнейших характеристик которой является доступность банковских услуг для населения и предпринимателей.
Об этом свидетельствуют следующие показатели: примерно из 1200 банков, действующих сегодня в России, 650 находятся в Москве, в 16 регионах Центрального федерального округа – всего 70 кредитных организаций.[26]
Кредитным центром страны, бесспорно, является Москва, через которую ежедневно проходит до 70% всех межбанковских расчетов страны. В столице работают около трети коммерческих банков России, причем это самые мощные кредитные организации, на которые приходится почти половина банковского капитала.[27]
Таким образом, разветвленная система банков – обязательное условие развития современной экономики и общества, а банковские услуги – это один из видов общественных благ. В связи с этим практику государственного управления банковской системой следует строить с учетом необходимости обеспечения социальных банковских стандартов и минимальной обеспеченности банковскими услугами.
Социальные банковские стандарты – это минимально возможный перечень банковских услуг, предоставление которых гарантируется государством на определенном минимальном уровне на территории Российской Федерации.
Минимальная обеспеченность банковскими услугами – это уровень доступности банковских услуг для их потребителей, который определяется исходя из соотношения количества кредитных организаций (их филиалов) на соответствующей территории и количества зарегистрированных на территории физических и юридических лиц, ниже которой предпринимательской деятельности становится цивилизованными методами становится невозможным. В России эта проблема еще не решена. В крупных городах жителям оказываются банковские услуги на приемлемом уровне, но для населения небольших городов банковские услуги носят ограниченный характер.
Проблемы и перспективы развития коммерческих банков в России складываются из того, что существуют несколько основных проблем банковской системы - сравнительно низкая капитализация, недостаточность долгосрочных финансовых ресурсов и высокая административная нагрузка.
Возможное решение проблемы капитализации – это упрощение для банков процедуры эмиссии ценных бумаг и освобождение от налогов той части прибыли, которая направляется на пополнение собственного капитала. Расширение модели рефинансирования Центрального банка поможет решить другую проблему – краткосрочность финансовых ресурсов. Для уменьшения административной нагрузки можно ослабить надзор за банками и их филиалами на региональном уровне и усилить консолидированный надзор.
Сатьи по теме:
Выводы
В данной работе была дана общая характеристика текущего состояния фондового рынка. Кратко охарактеризованы основные этапы его формирования, освещены условия, в которых происходило его становление и развитие. По результатам работы можно сделать вывод о том, что несмотря на динамический рост показате ...
Персонал биржи
Участники рынка ценных бумаг (субъекты рынка) – это физические и юридические лица, которые осуществляют куплю, продажу ценных бумаг или обслуживание их оборота и расчёты по ним, вступая между собой в определённые экономические отношения, связанные с обращением ценных бумаг. Всех участников рынка це ...
Расчет тарифных ставок
Расчет тарифных ставок (цены страхования) является одной из центральных статистических задач, которую должна решать каждая страховая компания, опираясь на свою индивидуальную информационно-статистическую базу. Поскольку выплаты в страховании носят условный характер, т.е. связаны с вероятностью наст ...